www.gaudeamus.ru<a href="/turism_faculty/">Факультет туризма</a><a href="/turism_institute/">Институт туризма</a>
логотип Факультета Международного Туризма
Главная Институт Кафедры Учебный план Школа Подготовительное отделение Абитуриенту Контакты
Учебная часть
Материалы сессии
Расписание
Объявления
Новости факультета
События
Советы по литературе

Россия. Религиозный туризм

Особенности организации религиозного туризма в России

 

 

Религиозный туризм является составной частью современной туристской инду­стрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туропера­тором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» дает определение туристской индустрии. Применитель­но к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью ин­дустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма мож­но выделить следующие четыре сектора.

1.  «Размещение». Это совокупность средств размеще­ния — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2.  «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприя­тия питания на транспорте и т.д.

    3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

-    культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

-    природные объекты — святые источники, колодцы, горы,
водоемы (реки, пруды), рощи;

-    небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

       Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположе­ны вместе. Например, святой источник может находиться в пра­вославном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей оп­ределенной религиозной конфессии, в котором проводятся куль­товые и иные мероприятия, собирающие большое число палом­ников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные уч­реждения и (или) административные органы религиозных орга­низаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учиты­вая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и ре­лигиозным центрам, пользуются услугами предприятий обществен­ного питания. Это могут быть:

1.  Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2.  Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православно­го поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже зна­ем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.

В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направ­ленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познава­тельных интересов туристов. К ним относятся разработка и вне­дрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.

Для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности большое значение  имеют экскурсионные ресурсы (это памятники культовой архитектуры и скульптуры; религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей; выставки,  музеи при монастырях) и информационные ресурсы (данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения, народный эпос, мифы, предания ).

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.

         Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели.

Некоторые паломнические службы организуют поездки для не­религиозных или маловоцерковленных людей, желающих познако­миться с духовными и культурными традициями своей страны. Спе­цифика таких поездок состоит в преобладании экскурсионной со­ставляющей, а также в том, что посетителей селят в гостиницах, а не монастырях. По сути, такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя приходу людей в лоно Русской православной церкви.

 

КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК ОБЪКТ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

 

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Хри­ста Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, боль­шинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях разме­щались различные хозяйственные объекты или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключен­ных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловец­кого монастыря в 20 — 30-е гт. XX в. существовали Соловецкий ла­герь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

       Указом президента России Б.Н.Ельцина церковное иму­щество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы.

В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1 Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская),  Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Ка­лужская обл.

7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург

 

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

1)  на территории России;

2)  на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одес­ская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Го­мельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Турк­менистан);

3)  на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и хра­мы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Ита­лия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

4)  на двух территориях, играющих особую роль в жизни пра­вославных верующих, — Святой земле (Русская духовная мис­сия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной до­ступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

  1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом ли поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком.
  2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республи­канских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях
  3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлека­ющие достаточно большое число посетителей.
  4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обыч­но малонаселенных районах.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии муж­скими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высо­копетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относят­ся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покров­ский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский мо­настырь (Московская обл.) и многие другие.

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

  1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.
  2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
  3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.
  4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская),  Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
  5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.
  6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Ка­лужская обл.
  7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.
  8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жи­зни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает во­прос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от призна­ков классификации одни и те же объекты могут оказаться в раз­ных, даже противоположных группах. Однако различные класси­фикации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в со­здании и продвижении своего продукта. Можно предложить сле­дующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зре­ния транспортной доступности; 3) по составу несущих мона­шеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте историче­ской эпохи.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения па­ломников и их обязанностей перед монастырем.

  1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля.
  2. Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания.
  3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг.
  4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола.
  5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание.
  6. Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт.
  7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при  монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государ­ственные музеи; в) не располагающие таковыми.
  8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные учили­ща, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадель­ни; в) одновременно учреждения обеих категорий.
  9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам турист­ских фирм, планирующих и организующих поездки по монасты­рям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень вниматель­но разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого мона­стыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если это­го не делать, то могут возникать накладки. расписанию в этот день.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

  • на территории России;
  • на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одес­ская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Го­мельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Турк­менистан);
  • на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и хра­мы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Ита­лия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;
  • на двух территориях, играющих особую роль в жизни пра­вославных верующих, — Святой земле (Русская духовная мис­сия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной до­ступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1.  Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях.

2.  Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республи­канских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях.

3.  Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлека­ющие достаточно большое число посетителей.

4.  Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обыч­но малонаселенных районах.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии муж­скими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высо­копетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

 

Потенциал культурного и природного наследия, как объектов религиозного туризма безусловно велик. На территории России находятся очень много объектов поклонения. В настоящее время большое количество храмов, монастырей и т.д. возрождаются, но все же в глубинках остаются и те, к которым невозможно добраться и разместить туристов.   

 

Источник:

 www.pilgrim.fikotour.ru

 www.sdavalos.ru

Материал подготовил:

Студент 1 курса, факультета Международного Туризма, МИИЯ, Абрамова Светлана.

Международный туризм
Виды
Организации
Конференции
Выставки
Мировое наследие
Регионы
Интерактивная карта Международного туризма

Курсы английского языка - Cambridge English Centre
Лингвистическая школа

Page Error

Information Generated

Error Type: 2
Error Message: include_once(/home/c/cultusru/mosobr/public_html/images/map/putlinkshere/ML.php) [function.include-once]: failed to open stream: No such file or directory
Error Filename: /home/c/cultusru/mosobr/public_html/include/bottom.php
Error Line: 93