
Материалы сессии
Вопросы к зачету
по курсу «Психология делового общения»
- Деятельность как целенаправленная активность человека, ее структура.
-
Общение как вид деятельности; специфика содержания компонентов структуры деятельности общения.
-
Функции общения. Личность как субъект деятельности общения; структура личности.
-
Предмет, объект и субъект психологии делового общения. Психологические особенности делового общения.
-
Общение как обмен информацией. Коммуникация в узком и широком смысле слова. Знаковая система и невербальная коммуникация (неречевая знаковая система).
-
Общение как взаимодействие. Теории межличностного взаимодействия.
-
Основные тактики поведения в общении: подавление, уступка, подстройка, избегание, сотрудничество, компромисс. Типы взаимодействий.
-
Общение как взаимовосприятие собеседников. Эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция - механизмы восприятия партнера по общению.
-
Физиологические и психологические барьеры общения: отрицательные эмоции, восприятие речи, установки, особенности взаимопонимания и первого впечатления.
-
Формирование впечатления о собеседнике и последующее восприятие как основные процессы делового общения.
-
Характеристика процесса формирования первого впечатления. Факторы - «превосходства», «привлекательности», «отношения» - как типовые схемы формирования первого впечатления.
-
Противоречивость первого впечатления. Элементы внешности, влияющие на формирование первого впечатления.
-
Визуальные средства общения. Пространственное размещение, лицо, части тела (руки, ноги), тело в целом и его позы как источники информации.
-
Условия использования языка мимики и жестов. Конгруэнтность слов и жестов. Основы проксемики.
-
Визуальные средства общения. Пространственное размещение: зоны и территории. Практические выводы для ситуаций делового общения.
-
Визуальные средства общения. Лицо как источник информации о собеседнике. Мимические «коды» эмоциональных состояний (по К.Изарду).
-
Визуальные средства общения. Типология личностей. Читаемые сигналы тела и его частей. Жесты рук. Жесты при помощи головы. Явные, полускрытые и скрытые жесты-барьеры при помощи рук.
-
Жесты-барьеры при помощи ног. Информативные позы тела. Закрытые и открытые позиции. Позы тела сидя и стоя Походка как источник информации о собеседнике.
-
Визуальные средства общения. Жесты с использованием различных предметов.
-
Приемы курения как источник информации об эмоциональном состоянии собеседника. Манипулирование различными предметами.
-
Акустические средства общения. Паралингвистические и экстралингвистические средства.
-
Тактильные средства общения.
-
Эмоции как основной механизм обратной связи с окружающим миром человека. Психологическая характеристика стресса. Влияние стресса на деятельность.
-
Условия, обеспечивающие расположение собеседника. Техника отзеркаливания или подстройки.
-
Психологические приемы достижения расположения собеседника. Способы открытого ведения партнера по общению.
-
Приемы влияния на психику собеседника: мета-модель, присоединение и ведение, якорение, трюизм, переформирование, выбор без выбора, допущение, аналоговое обозначение.
-
Тренинг установления невербального контакта. Калибровка доверительности и искренности собеседника.
-
Ведение деловой беседы: структура деловой беседы и ее виды; задачи начала беседы; наиболее эффективные приемы.
-
Общий психологический механизм формирования аттракции. Приемы «имя собственное», «зеркало отношения», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь».
-
Психологические особенности ведения переговоров. Психологические основы и особенности процесса рациональной передачи информации.
-
Техники ведения деловых переговоров. Риторические и спекулятивные методы аргументации.
-
Основы тактики аргументации. Нейтрализация замечаний собеседника. Фаза принятия решения на переговорах: основы тактики и техники.
-
Особенности проведения деловых совещаний. Практические основы проведения совещаний и собраний с персоналом. Организация решения проблем методом «мозгового штурма». Основы результативного использования других форм делового общения.
-
Особенности проведения деловых совещаний. Условия обеспечения эффективности собеседования при приеме на работу. Приемы: как понравиться собеседнику, как подвести собеседника к необходимому решению.
-
Техники активного слушания собеседника. Слушание как активный и управляемый процесс. Правила активного слушания. Отработка различных техник слушания в различных ситуациях делового общения и взаимодействия.
-
Психологические особенности публичного выступления. Подготовка к выступлению. Управление вниманием аудитории. Культура речи.
-
Спор, дискуссия, полемика. Употребление понятий. Позиции полемистов. Индивидуальные особенности участников спора. Национальные и культурные традиции. Психологические приемы убеждения в споре.
-
Понятие конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов взаимодействия. Классификация конфликтов. Причины и повод, порождающие конфликты.
-
Способы управления и предупреждения конфликтов. Определение истинных целей конфликта. Учет индивидуальных качеств участников конфликта.
-
Сущность профилактики конфликтной ситуации. Создание эмоционального равновесия в конфликте.
-
Принципы и приемы конфликтного поведения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «психологическая инициатива» и выбор оптимального стиля действия.
-
Понятие имиджа. Модели поведения. Телесный имидж. Внешний вид. Тактика общения.