
Материалы сессии
Вопросы к экзамену
по курсу «Концепция современного естествознания»
-
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Цивилизационная значимость естественнонаучной культуры.
-
Конвергенция естествознания и гуманитарного знания.
-
Методы научного познания. Наблюдение. Эксперимент.
-
Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент. Анализ и синтез.
-
Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности.
Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики. -
Естествознание эпохи Возрождения. Учение о множественности миров.
-
Научная революция XVII века. Создание классической механики и экспериментального естествознания.
-
Причины введения Ньютоном понятий абсолютного пространства и абсолютного времени.
-
Отличия инерциальной и неинерциальной систем отсчета. Принципы относительности Галилея.
-
Научная революция второй половины XVII - XIX вв. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира.
-
Роль концепции эфира в формировании понятия поля. Воздействие и
взаимодействие. Принципы дальнодействия и принципы близкодействия. -
Естественнонаучная революция первых десятилетий XX века. Проникновение в глубь материи. Предпосылки возникновения специальной теорий относительности Эйнштейна.
-
Структурные уровни организации: микро, макро, мегамиры. Принципы относительности.
-
Законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса; электротехнического заряда).
-
Принципы симметрии. Принципы возрастания энтропии.
-
Идеи и модели эволюции Солнечной системы и Земли как планеты.
-
Идеи и модели эволюции Вселенной галактик и звёзд.
-
Основная модель эволюции литосферы Земли - модель тектоники плит.
-
Литосфера как абиотическая основа жизни; экологическая функция литосферы.
-
Идеи и модели эволюционной химии и эволюционной биологии.
-
На пути к целостной культуре.